===ПЕТЕРБУРГСКИЕ МАГИСТРАЛИ=== 25.05.2001г. === Номер 18 (6020) === ============================== ЧТОБЫ БЫЛА ДИНАСТИЯ ------------------- 9 мая - у Александра Сергеевича Босенкова - тройной праздник: наш любимый, всенародный День Победы и дни рождения - свой и младшего сына. В этом году поздравить Александра Сергеевича собрался почти весь коллектив отдела эксплуатации 4-го троллейбусного парка - Босенкову исполнилось 50! - В прошлом - прекрасный водитель, водитель-наставник, а теперь - мы знаем Александра Сергеевича и как достойного руководителя, - сказал заместитель директора по эксплуатации Анатолий Ильич Цивьян. - Когда есть такие помощники, любые задачи становятся по плечу. Нет такого задания, с которым бы Босенков не справился и никогда не надо проверять, все ли сделано. Надежность, деловитость, порядочность, доброжелательное отношение к людям - в этом весь Босенков. Работает юбиляр с основания парка, ветеран труда ГП ГЭТ. От всей души хочется поздравить его со знаменательной датой, пожелать Александру Сергеевичу доброго здоровья и еще много лет трудиться на благо нашего коллектива! Добрые слова прозвучали в адрес юбиляра из уст директора 4-го троллейбусного Николая Ивановича Петрова: - За четверть века работы в нашем коллективе А.С.Босенков положительно зарекомендовал себя. Большое ему спасибо за добросовестный труд. С мая 1997 он стал работать начальником маршрутов и на этой должности наиболее полно раскрылись его человеческие качества: тактичность, отзывчивость в работе с людьми. - С ним легко работать, - поддержал начальник отдела эксплуатации Василий Николаевич Мороз. - Иной раз столько забот и поручений на него сваливается, что приходится удивляться, как он с ними справляется. И еще: Александр Сергеевич - безотказный человек, не считаясь с личным временем, всегда поможет и выручит. Большое ему спасибо за это. Здоровья и счастья на многие годы! - Люблю свой парк, - смущенно признался Босенков. - Лучший парк в городе - мы в этом не сомневаемся. Коллектив очень сплоченный и только это помогает выжить в таких трудных условиях, как сегодня. Мы все в парке, можно сказать, выросли, получили путевку в жизнь. 21 год я отработал на линии, много лет - на любимом 32-м маршруте, вместе со своим напарником - Анатолием Петровым, который сейчас работает ответственным по выпуску. Так что хорошо знаем, как нелегко приходится водителям. В ведении А.С.Босенкова маршруты 29-й, 32-й, 37-й. На них ходят всего две новых машины. Остальная техника... Да что там говорить! Из общего инвентаря числом 201, в их числе -192 единицы пассажирского - списанию подлежат 119 троллейбусов. Ну и кадры - тоже проблема. Не идет молодежь на такую зарплату. Процентов 40 составляют ветераны, а что же завтра? Тех новичков, которые все же решились сесть за руль, удержать нелегко. Работа выматывающая. Очень большая нагрузка ложится на троллейбус, можно сказать, основная. Никакие маршрутам погоду не сделают. Кроме того, что подвижной состав изношен, дороги, контактная сеть оставляют желать лучшего. Особенно жалко машины на участке от проспекта Ветеранов до М. Жукова. В конечном-то счете за все отвечает водитель, поэтому к новичкам в 4-м троллейбусном относятся с особой, трогательной заботой. - Что удивительно: девушек к нам сегодня много идет, - говорит А.С. Босенков. - Хотя, конечно, работа не женская. Тяжелая. Некоторые не выдерживают, но есть и такие, о ком смело можно . сказать: получится водитель. Еще года нет, как пришла в парк Наталья Ежова, прекрасно работает, без замечаний, без рапортов, несмотря на то, что 37-й - маршрут не легкий. Кстати, на том же 37-м трудится и ветеран из ветеранов - Степанида Ивановна Харламова, между прочим, уже прабабушка! Немало возвратов в парк с линии - устает троллейбус, а люди сильнее оказываются, чем машины. Много лет сидит за баранкой наш ветеран Валерий Геннадьевич Гильденскиольд - первоклассный водитель. Прекрасный водитель получился из Андрея Наумова. Сегодня он уже учит молодых. Александр Сергеевич Босенков отвечает за работу почти 80 водителей. И не было такого случая, чтобы был сорван выпуск. Сейчас на пороге лето, так что работы и забот у начальника маршрутов будет еще больше - начинается дачный сезон, пора отпусков, а водителей не хватает. - Справимся, не привыкать, - улыбается юбиляр, - мы же хорошо понимаем, что людей возить надо. Мы присоединяемся ко всем поздравлениям, прозвучавшим в адрес Александра Сергеевича и так же, как его коллеги, желаем крепкого здоровья, сил, успехов в делах. И уж если не удалось "заразить" своей профессией старшего сына, то уж младшего-то, а может быть и внука, все-таки удастся приобщить к ней обязательно! //Ольга Новикова ПРОШУ СЛОВА! ------------ Уважаемая редакция! Когда-то в газете "Ленинградский трамвай" достаточно регулярно публиковались предложения пассажиров об оптимизации маршуртной сети города. Эти предложения находили отклик работников ТТУ, некоторые из них были в итоге реализованы. В связи с этим, хотелось бы вновь увидеть в вашей газете дискуссии на эту тему. Сам я не работаю в ГП "Горэлект-ротранс". но электротранспорт нашего города (его история, нынешнее состояние, подвижной сосгав, маршрутная сеть) - мое увлечение, или, как принято говорить, хобби. Впрочем, я не совсем дилетант, так как закончил факультет "Управление процессами перевозок" ЛИИЖТа. Итак, я хочу вынести на обсуждение следующий вариант изменения двух трамвайных маршрутов - двенадцатого и тридцатки. Сейчас трамвайные маршруты 12 и 30, после всех изменений, недостаточно оптимальны. Минусы, по моему мнению, таковы: - 12-й - сильно дублирует маршрут номер 10; - попадает в пробку на углу Невский/Литейный при малой численности вагонов маршрута на этом участке: - 30 - состоит из двух участков с большой сменой пассажиропотока на углу Бол. Пороховской/Среднеох-тинский; при этом на каждом из участков дублирует другие маршруты (на Ржевке -16,12; от Финляндского вокзала до Бол. Пороховской ул. - 23), а значит не имеет "своего" пассажиропотока. В то же время, закрывать эти маршруты нельзя, так как при этом теря-егся связь района Ржевки с Центром города и с Финляндским вокзалом. Мое предложение - "закольцевать" 12 и 30 маршруты следующим образом. Маршрут 12: Станция Ржевка - Рябовское шоссе - Ириновский проспект - Большая Пороховская улица - [далее по кольцу]: Среднеохтинский проспект -Красногвардейская площадь - мост Петра Великого - Новгородская улица - улица Моисеенко - 9-я Советская улица - Греческий проспект - улица Некрасова - Литейный проспект -Литейный мост - улица Академика Лебедева - улица Комсомола - Арсенальная улица - Кондратьевский проспект - улица Жукова - Пискаревский проспект - Полюстровский проспект - Среднеохтинский проспект - [обратно]: Большая Пороховская улица - Ириновский проспект - Рябовское шоссе - станция Ржевка. Маршрут 30: станция Ржевка - Рябовское шоссе - Ириновский проспект - Большая Пороховская улица - [далее по кольцу]: Среднеохтинский проспект - Полюстровский проспект - Писка-ревский проспект - улица Жукова -Кондратьевский проспект - Арсенальная улица - улица Комсомола -улица Академика Лебедева - Литейный мост - Литейный проспект - улица Некрасова - Греческий проспект - 9-я Советская улица - улица Моисе-енко - Новгородская улица - мост Петра Великого - Красногвардейская площадь - Среднеохтинский проспект [обратно]: Большая Пороховская улица - Ириновский проспект - Рябовское шоссе - станция Ржевка. Что мы при этом получим? Во-первых, сохранится связь Ржевки с Центром и Финляндским вокзалом. То есть, хуже - не становится. Это очень важно! Во-вторых, появляется новая связь между центральным районом города и Финляндским вокзалом. При этом, маршрут 30 на участке дублирования его 14 и 23 маршрутами, получает "своих" пассажиров -тех, кому надо ехать дальше площади Ленина - на Литейный проспект, улицу Некрасова и т.д. В обратную сторону (маршрут 12) также появится пассажиропоток от ул. Некрасова на Литейный проспект и далее - до Финляндского вокзала. В-третьих, маршрут 12 не будет простаивать в "пробке" на углу Невского и Литейного проспектов. Также он избежит попадания в пробку у Большеохтинского моста в обратном направлении. К сожалению, туда попадет маршрут 30. Но, опять же, только в одном направлении. Таким образом, плюсы ясны. Какие же есть минусы? Я вижу следующие. 1. Трасса маршрутов удлиняется. Однако, не существенно, учитывая нынешнюю длину этих маршрутов. Дополнительные потери времени из-за увеличения длины маршрута частично компенсируются отсутствием потерь времени на простои в "пробках" (для маршрута 12)., 2. Принципиальная невозможность организовать вторую конечную станцию, для удобства работы водителей и кондукторов, из-за того, что маршруты кольцевые. Но и сейчас эти маршруты оборачиваются не на петле, а также объездом по нескольким улицам. То есть, мы не ухудшаем ситуацию. 3. По маршрутам 12 и 30 ходит много одиночных ЛМ-68М. Новые маршруты будут более пассажиро-напряженными, что, возможно, потребует более вместительного подвижного состава. Но это не только минус, так как при этом возрастет доходность маршрутов. Вот такое предложение. Очень хотелось бы услышать мнение водителей и кондукторов этих маршрутов, а также специалистов-движенцев. //С уважением, Сергей Лаврентьев ДАР БОЖИЙ --------- - Парку просто повезло, что работает у нас Елена Васильевна Кузнецова, наш диспетчер по кондукторам, - считают в отделе эксплуатации 4-го троллейбусного парка. - У Леночки просто божий дар работать с людьми, у нее все - "ласточки", "лапочки", "зайчики". А что в основном за народ такой - кондукторы, вы догадываетесь. Иной раз посмотришь на этого "зайчика" после недельного запоя... И сразу другие слова напрашиваются. Кондукторов в парке - недокомплект, чем ближе к дачному сезону - тем он больше. В первой декаде мая по плану должно быть 369 кондукторов, а в наличии было 273, вот и попробуй справиться с таким бедствием, а выпуск закрывать надо. И думаешь порой: как Елена Васильевна умудряется сделать невозможное? На костяк вся надежда. А костяк этот: Ольга Александровна Воронцова, она работает с 1997 года, Наталья Леонидовна Чистякова, в парк пришла в 1996. С самого начала кондукторского движения трудится Николай Борисович Шалимов. Вместе с водителем Виктором Емельяновым, новоиспеченным пенсионером, они составили хороший экипаж на 48-м маршруге. План всегда везут с плюсом. Практика работы с кондукторами в 4-м троллейбусном такова, что все находится как бы в одних руках начальника маршрута по кондукторам. Если кондуктор даже на выгодном маршруте не везет выручку, то у начальника есть возможность без всяких обид переставить его нл другой маршрут, не меняя графика работы. В этом случае кондуктору можно обижаться лишь на себя. Подбор экипажей - дело не простое. Тут не последнюю роль играют и психологическая совместимость, и отношение к делу. Бывает, что водитель и кондуктор не срабатываются и тогда нужно "внедрять" кондуктора на другую машину. Но где-то процентов 70 экипажей работают стабильно, члены такого экипажа друг за друга "болеют". А это уже верный залог, что дело только выиграет. //Ольга Новикова ВЕТЕРАНЫ ПРАЗДНУЮТ ПОБЕДУ -------------------------- В первой декаде мая в подразделениях ГП "Горэлектротранс", в парках и службах, начались традиционные празднования очередной годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Седьмого мая такой праздник проводился в 9-м трамвайном парке (им. Котлякова). Торжественное праздничное настроение овладевало уже при подходе к парку, так как из динамика неслись марши и песни военных лет. Территория парка была украшена флагами, лозунгами с поздравлениями ветеранам,на столбах транспоранты с изображениями гвардейской ленты и ордена Отечественной войны. Возле обелиска, установленного в парке в честь погибших в годы войны трамвайщиков, собрался коллектив парка. В центре, на скамейке, расположились приглашенные на празднование ветераны. Их сегодня здесь более 50-ти человек. У многих на груди боевые награды. Праздник, посвященный 56-й годовщине Победы, открывает директор парка N 9 М.С. Черечанский. Он говорит: "Я очень рад приветствовать ветеранов, участников Великой Отечественной войны. Они не жалели для Победы ни своих сил, ни здоровья. А некоторые отдали за Победу и свою жизнь. Мне приятно также приветствовать тех ветеранов, которые своим доблестным трудом вносили вклад в нашу общую победу над врагом. Я приветствую также тех, кто испытал все невзгоды узника концлагеря или был в осажденном врагом Ленинграде во время блокады. Им всем досталась нелегкая доля. Дорогие ветераны, приглашенные на празднование, мы все здесь одна семья. И хотя сейчас вы уже у нас не работаете, но я считаю, что вы наши, котляковцы. И мне очень приятно вас поздравить в этот торжественный день с 56-й годовщиной победы над врагом. Вы знаете, что наш парк находился буквально на передней линии обороны. У нас здесь на территории парка находилась деся-типушечная батарея 14-го полка 21-й дивизии НКВД. И бои проходили непосредственно здесь. И у нас на здании ППР об этом сообщает мемориальная доска. И ветераны, которые участвовали здесь в боях, приезжают в парк и возлагают цветы к этой доске. Война была тяжелой для всех - и для фронтовиков, и для тружеников тыла. А когда война закончилась, не меньше трудностей выпало на наших ветеранов и после нее, уже по восстановлению парка. Парк наш был восстановлен в 1958 году. Некоторые из вас, ветераны, да и кое-кто из нас работали в этом парке с самого начала. И велика ваша заслуга в том, что парк выстоял, восстановился, начал работать. Годы идут, люди меняются, но традиции в нашем коллективе продолжают жить. И мы, поколение, которое пришло вам на смену, стараемся, чтобы наш парк был одним из лучших в городе. И, я думаю, по территории, по внешнему виду парка - вы, наверное, догадываетесь, что мы не на последних ролях. Разрешите вас поздравить с 56-й годовщиной Великой Победы, "пожелать вам крепкого здоровья, долголетия, живите, сколько Бог даст, мира нам всем и всего лучшего вам и вашим родным!". Далее слово предоставили почетному ветерану трамвайного парка им. Котлякова, награжденному медалью "За оборону Ленинграда", бывшему начальнику ПЭО Сарычевой Надежде Васильевне. "Дорогие друзья и товарищи, - сказала Надежда Васильевна, - я хочу поздравить всех, кто участвовал в Великой Отечественной войне, всех, кто находился и работал в блокадном городе с праздником Победы, пожелать вам всем здоровья, счастья, долгих лет жизни!". Далее выступили бывшей блокадник, ныне работающий водителем в трамвайном парке N 9 Семенов Юрий Иванович. Поздравив всех с праздником и прочитав стихотворение, он, в частности, сказал: "Очень приятно, что администрация парка, профсоюзный комитет не забывают ветеранов войны, блокадников Ленинграда, которые работали в этом парке, и каждый год приглашают нас на этот торжественный праздник!". Далее выступили бывший зам. директора по эксплуатации Орлов Николай Павлович, бывшая узница концлагерей Карпова Александра Андреевна. Много еще прозвучало поздравлений с великим днем - праздником Победы, были прочитаны стихи, спеты песни военных лет. И в заключение выступил председатель профкома парка Н.П. Константинов: "Уважаемые ветераны, мы, как всегда, очень рады вас видеть. Мы хоть и скромно, но достойно каждый год с администрацией ГП "Горэлектротранс", с администрацией предприятий пытаемся собрать всех ветеранов, чтобы мы чувствовали нераз-рыв'ную связь поколений. Мы просто обязаны чтить и помнить ветеранов. Все эти годы этим мы занимаемся в не меньшей степени, чем производством. Вчера на Пискаревском кладбище была открыта памятная плита в память погибших во время войны и блокады работников ТТУЛ. Желаю вам счастья, здоровья и с Днем Победы вас!". Затем были исполнены песни военных лет, а ветераны, еще долго продолжали общаться между собой и с работниками парка, вспоминая трудные годы прошедшей войны. //Валерий Межонный УСПЕХИ ЕСТЬ, НО ПРОБЛЕМ БОЛЬШЕ ------------------------------ Кажется, совсем недавно начинался первый трудовой год нового столетия. И вот уже прошла его треть. Сегодня по итогам работы за этот период мы предлагаем беседу с заместителем директора по эксплуатации 4-го троллейбусного парка А.И.Цивьяном. - Анатолий Ильич, скажите, пожалуйста, каковы результаты работы парка за первый квартал? А.Ц. Правильно будет начинать разговор с цифр. В среднем троллейбус должен служить 10 лет и за весь этот срок пройти 520 тыс. км. У нас эти показатели по всему подвижному составу давно и намного превышены. Но благодаря самоотверженному труду ремонтников, которые делают все возможное и даже невозможное, наш подвижной состав продолжает регулярно выходить на линию и возить пассажиров. Правда, в первом квартале 2001 года мы получили 4 новых троллейбуса с завода Урицкого, и у нас уже вышел на линию один новый троллейбус, построенный на Петербургском заводе. Он уже сегодня в эксплуатации, работает на 48-м маршруте. Надо отметить, что и водители! и пассажиры сегодня этой машиной довольны. И те 4, что с Урицкого завода, тоже давно работают на линии. - А каковы сборы помесячно за первый квартал года? А.Ц. В январе весь парк собрал 2 млн. 696 тыс. рублей, в феврале 2 млн. 333 тысячи. Но этот месяц был короче. В марте парк привез 2 млн. 73 5 тыс. рублей. - И как это можно прокомментировать? Много это или мало? А.Ц. - А комментировать это можно такими показателями. С понедельника, с 16-го апреля в парке проводится эксперимент, обсчитывается пассажиропоток льготников, куда входят и депутаты Государственной Думы, и милиционеры, и налоговая служба - все, имеющие право на бесплатный проезд. Каждому из льготников выдается талончик с номером. Конечно, огромная дополнительная нагрузка легла при этом на кондукторов. Но цифры говорят сами за себя. В среднем в день весь парк, учитывая раздачу всех этих талонов и разовые билеты, перевозит около 100 тысяч пассажиров. Но это еще не точная цифра, потому что в часы "пик" кондуктору невозможно пройти по салону. И в'этом числе нет карточек, которые парк продает каждый месяц. И не только парк, а и весь город. Это число показывает, что в среднем оплачиваемых пассажиров в день мы возим 24-26 процентов от всего их количества. Остальные едут по каким-то льготным документам. - То есть, четверть только оплачивают? А.Ц. - Да. Вот смотрите сами. Если, предположим, возьмем обычный рабочий день, средний день недели - 18-го апреля, среда. Разовых билетов продано 24 тысячи по 4 рубля. Инвалидов поехало 11 тысяч 399 человек, ветеранов -12 тыс. 759. Прочие льготники - 53 тыс. 060 чел. И всего за этот день парк перевез 102 тыс. 039 человек. Это, повторяю, без карточек. А математика здесь простая: 102 тысячи пассажиров умножить на 4 рубля. В этом случае доход парка за месяц от перевозок составил бы 408 тысяч рублей в день Умножим на 30 дней, получается 12 млн. 240 тыс. рублей. А мы в любой месяц 1 квартала не привозили и 3-х млн. рублей. - А в сравнении с последним кварталом 2000 года? А.Ц. - В октябре выручка составила 2 млн. 538 тысяч рублей, в ноябре 2 млн. 542 тыс, в декабре - 2 млн. 255 тысяч. То есть, в общем, коллектив работает стабильно. Но беда в том, что недокомплект водителей в парке и сегодня составляет 85 человек. Это составляет 23 процента. У нас также недокомплект кондукторов - 96 человек. Это 26 процентов. И все это, конечно, не позволяет обеспечить 100-процентное закрытие смен. Отсюда тоже кое-какие потери, когда троллейбус не выходит на линию. - А если бы кадры были, водители, машины для них есть? А.Ц. - Да, машины есть. Надо отдать должное, что сегодня ремзона старается, фактически совершает незаметный повседневный подвиг, чтобы выпускать эти машины на линию. - Анатолий Ильич, а маршруты у вас снимались какие-нибудь с нового года? А.Ц. - Нет, не снимались. У нас самый доходный маршрут, даже не в парке, а во всем городе - это 20-й маршрут. Он в среднем привозит за месяц - ну, например, за март - 880 тысяч 144 рубля. Это один маршрут. Почти третью часть всей выручки парка. У нас на "двадцатке" сегодня работает ежедневно 30 машин. Это много больше, чем на любом другом маршруте. И мы стараемся по возможности туда еще добавлять машин. Но сегодня существует такая проблема, что кондуктор может работать пять остановок от кольца и пять остановок до другого кольца. Все остальное время он просто прижат к стеклу. И ему не повернуться. - А почему этот маршрут троллейбуса так популярен у пассажиров? Почему здесь ездит так много народу? А.Ц. - Маршрут довольно протяженный. Он соединяет четыре станции метро - Проспект Ветеранов, Автово, Кировский завод, Нарвская. Теперь посмотрим по району. Начинается маршрут от Авангардной улицы, почти от Сосновой поляны. Маршрут интересен тем, что дает возможность пассажирам Кировского района без пересадок добираться до здания администрации. По дороге также много рынков. Вот эти слагаемые говорят о том, что маршрут сегодня востребован. Так сложилось, что он, кроме маршрутного такси, больше общественным транспортом не курируется. И мы остаемся здесь пока одни. Сколько я себя помню, сколько работал водителем -всегда маршрут был востребован. - У вас оставлены все маршруты, бывшие раньше, не снят ни один. И вы, по сравнению с другими парками, в лучшем положении? А.Ц. - Ну как - в лучшем положении? Вы понимаете, что выпускать меньше машин гораздо легче. А прибыль мы не ощущаем сегодня. Ведь мне работать интенсивно не выгодно. Потому что я работаю сегодня, к сожалению, от достигнутого. И чем больше я привезу в апреле, тем мне больше дадут план на май. Хотелось бы, предположим, чтобы 10 процентов от привезенной выручки оставалось нам. Чтобы парк получал эти деньги и знал, что если он привез 2 млн. 500 тыс., то 2 50 тыс. рублей пойдет на его развитие. Тогда появилась бы какая-то заинтересованность. - А вопрос так ставили? А.Ц. - Да, много раз. Но, к сожалению, результата нет. - Анатолий Ильич, а эксперимент с талончиками - какую цель имеет? А.Ц. - Показать городу наглядно, на цифрах, что сегодня общественный транспорт большую часть пассажиров перевозит бесплатно. И, в конце концов, чтобы добиться пере-числений денег за перевозимых льготников. Ведь кто-то должен за них платить. Ведь не должно так быть, чтобы вкладывать и ничего не получать за это. Эксперимент, выявленные в ходе него цифры по перевозке пассажиров, показывает, что предприятие работает серьезно. А как можно сегодня работать предприятию, если та сумма, которая ему выделяется, не только не позволяет ему существовать, но говорит о том, что предприятие надо просто останавливать. - И как вы все-таки выживаете? А.Ц. - А выживаем мы только за счет одного - энтузиазма. Но это не может продолжаться бесконечно. Здесь, в парке, подобралась команда уникальная. Начиная от руководителя парка и почти все его замы, и главный инженер - мы все прошли путь от рядового рабочего. Я лично сам 15 лет управлял троллейбусом. И это, конечно, нас обязывает. Мы не имеем права расслабиться. Если нет денег - все равно стараемся какими-то способами выдержать. Бегаем, берем в долг. Долги у нас сегодня постоянные. Так, одно предприятие нам дает в долг подшипники, другое - электроды и т.д. И мы крутимся так сами, достаем все независимо от ГП "Горэлектротранс". Наше предприятие, троллейбусный парк N 4, востребовано сегодня городом. Об этом убедительно говорит та цифра перевезенных нами в день пассажиров -более 100 тысяч. Но здесь не все они учтены. Я думаю, что 100 тысяч - это где-то процентов 70 от всех наших перевозок в день. Остальных мы учесть просто не смогли. Потому что в часы "пик" невозможно их учесть. Эксперимент по подсчету пассажиров нам позволит более реально учесть пассажиров. - А когда этот эксперимент закончится? Когда будут результаты? А.Ц. - Результаты мы имеем за каждый день перевозок. Как день отрабатываем, так и подсчитываем. Только два парка этим занимаются - один трамвайный и один троллейбусный. Беседу вел Валерий Межонный СЧАСТЛИВАЯ ЖЕНЩИНА ------------------ Медицина утверждает, что оптимисты живут дольше и моложе выглядят. То, что Тамара Геннадьевна из их числа - безусловно. Работа снабженца требует активности, расторопности. В чем-то надо уметь оставаться непреклонной, где нужно - остановиться. В общем, все как в самой жизни. - Тамаре Геннадьевне, как мне кажется, отказать трудно уже в силу ее женского обаяния, - уверена Клавдия Петровна Гайдук, которая знает ее более 20 лет, со дня прихода Т.Г. Григорьевой в трамвайный парк имени Коняшина. - Тамара Геннадьевна просто удивительная женщина. Очень энергичная, жизнелюбивая, я бы сказала, восторженная. Следит за собой, со вкусом одевается, хотя, как вы сами понимаете, возможностей у нее не больше, чем у каждой из нас. Все это идет от молодости души, удается это не каждому в уже немолодые годы. Жизнь Тамару Геннадьевну не особенно баловала: муж умер, и ей одной пришлось поднимать на ноги двух сыновей. Прекрасные ребята, между прочим, выросли. Выучились, работают. Подрастают у Тамары Геннадьевны два внука. Сыновья относятся к матери с большим уважением и любовью. Наверное, это самая большая награда за ее труды. Богата Тамара Геннадьевна и друзьями, она ко всем прекрасно относится, поэтому нет у нее ни недоброжелателей, ни завистников. И не только в парке, но и в садоводстве, где она является председателем одного из товарищеских отделений. Всю жизнь она тянется к красоте - в человеческих отношениях и в природе. Обожает цветы, прямо-таки трепетно к ним относится. Но в то же время стоит на грешной земле крепко. Отсюда - отношение к делу. Знает его хорошо, переживает за все. Чего греха таить: на складах нынче пусто. Когда поступают деньги, в первую очередь стараются купить самое необходимое, без чего трамваи не могут обойтись. Тамара Геннадьевна Григорьева много лет работает в системе электротранспорта. С 1984 года - инженером по комплектации оборудования в трампарке Коняшина. 18-го мая она отпраздновала юбилей. Пожелаем Тамаре Геннадьевне еще многие годы оставаться такой же активной, жизнерадостной и молодой. - У нее - счастливый характер: словно и нет в ее жизни огорчений, хотя понимаешь, что так не бывает. Но, глядя на Тамару Геннадьевну, невольно позавидуешь ее умению радоваться каждому новому дню и, главное, людям, - улыбнулась Клавдия Петровна Гайдук. Ольга Новикова НАДЕЖНЫЙ ЧЕЛОВЕК ---------------- Недавно Андрей Тимофеевич Кубарь отметил свое 80-летие. Ветеран Великой Отечественной войны и труда до сих пор на трудовом посту. Удивительно! Поздравляя его с такой знаменательной датой, сослуживцы, родные желали ему здоровья и сил, отмечали его отзывчивость и доброту, общительность и умение организовать работу, а без этих качеств, пожалуй, проработать более 50 лет в качестве снабженца и невозможно. Андрей Тимофеевич поддерживает тесную связь со всеми снабженческими службами парков, помогает, чем может, конечно же. на взаимной основе. Когда началась война, молоденький флотский Андрей Кубарь через Новороссийск дошел с морским десантом до Котельниково. На подступах к Москве погибли почти все его боевые товарищи, а его лишь царапнуло осколком. Подлечили и отправили на Северный флот подводником. На "Щуке" был рулевым, сигнальщиком, сопровождал транспортные караваны судов, доставлявшие нам военные грузы. В 1943 отобрали команду подводников и с Северного флота перевели на Балтийский. Прибыли в Ленинград, здесь их ждали подводные лодки без экипажей. И опять: Кронштадт, Таллинн и по всей Балтике... А когда отгремела война, то перевели Андрея на тральщик, разминировали фарватеры. Остался жив - самая большая удача выпала ему в жизни, ведь когда уходили на уничтожение мин, из экипажа в 12 человек, матросов, оставалось всего трое-четверо... Женился Кубарь еще когда служил в Кроншадте. Жена его, Ареадна Карловна, работала в трамвайном парке имени Скороходова, трамваи водила. Ну и Андрей Тимофеевич последовал ее примеру, после демобилизации тоже стал устраиваться в трамвайный парк. И хотя образование у него было 7 классов, его взяли начальником отдела снабжения. Окончил курсы водителей трамвая и в свободное от работы время "подхалтуривал" на спецвагонах. В трампарке Скороходова отработал Кубарь почти 27 лет. В 1975 перевелся в трампарк имени Коняшина, где работает и по сей день. Вообще-то работу снабженца благодарной не назовешь, о ней вспоминают только тогда, когда чего-то не хватает. С теперешним финансированием не хватает всего, склады стоят пустые. Появляются деньги и приходится в пожарном порядке закупать то, без чего трамваи просто не могут выйти на линию. Тут-то и помогает взаимовыручка коллег. И сейчас, когда все испытывают финансовый голод, Кубарю нередко даже в долг отпускают запасные часги, узлы и все необходимое для жизнедеятельности парка потому, что знают: Андрей Тимофеевич еще ни разу никого не подводил. //Ольга Николаева ВЕТЕРАНОВ ПОМНЯТ! ----------------- 7 мая тепло отметили День Победы в Совмещенном Трамвайно-троллейбусном парке. По инициативе старейшего работника Горэлектрот-ранса, Заведующей музеем СТТП В.И. Грибковой, директор парка В.З. Лупа-нов и председатель профкома Н.А. Рафалович пригласили 95 ветеранов войны и труда - бывших работников парка, который, кстати говоря, отметит 25 октября 2001 г. свое 20-летие, - на традиционную встречу. Каждый ветеран получил конверт с поздравительной открыткой и денежной премией. Накрыли столы. Ветераны почтили память погибших и выпили "наркомовские" 100 грамм. Плотно и вкусно закусив, - особенно понравились беляши, приготовленные добрыми руками поваров под руководством директора столовой Л.Т. Жали-ной, - потом были песни, танцы, воспоминания, ведь так много вместе сделано и пережито. На другой день состоялась поездка ветеранов и руководства парка на Пискаревское мемориальное кладбище, где были возложены цветы к памятной плите работникам Горэлектротранса, погибшим в годы блокады Ленинграда 1941-1944 гг., и к монументу "Родина-мать". Ветераны благодарят руководство парка, профсоюзный комитет и персонально Валентину Ильиничну Грибкову за память и заботу о нас, а Валентине Ильиничне желаем скорейшего выздоровления. //В.Г.Григорьев ДВА ТОВАРИЩА ------------ В те годы в парке сложился стабильный коллектив, старые мастера были в основном практиками, Работали слесари старой закалки, люди, прошедшие войну. Вот они и научили мальчишек главному -дорожить рабочей честью. Они встретили ребят по-отечески, да и руководство отнеслось очень хорошо: снабдили инструментом, рабочей одеждой, общежитие дали. Иван Фомич отработал слесарем до 1950 года. Отслужив срочную службу, закончил техникум. А Петр Ефимович начинал слесарем по ремонту пневматического и воздушного оборудования, да так все 55 лет им и остался. Специалист высшего класса. К нему все за советом идут. В жизни же И.Ф. Куликова в 1957 открылась новая страничка - он стал начальником цеха грузовых вагонов, затем работал начальником производственно-технического отдела. Хозяйство тогда было большое, даже своя камнедробилка имелась, но уж очень она докучала жителям близлежащих домов - наконец закрыли. Для строительства трамвайных путей стали возить уже готовый щебень. Вскоре передали Варшавскому отделению железной дороги и все паровозно-крановое хозяйство грузового парка. Поменьше стало документации, чертежей, побольше времени оставалось для внедрения малой механизации в парке и для других производственных нужд. В 1971 году грузовой парк объединился с пассажирским имени Коняшина, так что работы ПТО прибавилось, но справлялись, потому что люди там подобрались творческие, неравнодушные и технически грамотные. Многое сами придумывали, что-то заимствовали в других парках. В 1973-74 годах в парк стали приходить новые вагоны ЛМ-68, а вагонное отделение, теперь это цех профилактория, работало из рук вон плохо. Директором парка в то время был Вадим Иванович Скрипко, он-то и предложил И.Ф. Куликову, учитывая его опыт и знания, возглавить цех. - Наведешь там порядок и дисциплину, вернешься в технический отдел, - говорили ему. И тем не менее, восемь лет Иван Фомич возглавлял цех, пока замену себе не подготовил в лице молодого специалиста А.Ф. Кыйва, а сам вернулся на прежнее место. Много чего нового успели тогда сделать, особенно в те годы, когда главными инженерами в парке были Лев Григорьевич Бунчук и Борис Самуилович Канторович, сами люди с творческой жилкой. Времена изменились. Теперь немногие предприятия интересуются грузовыми вагонами. Спецтехникой, как правило, пользуются лишь строительные организации. Да и из самой техники осталось в парке вагонов - кот наплакал. На первый взгляд, и выглядят они не лучшим образом, шутка ли сказать: самой спецтехнике перевалило за 40. Хватает работы контрольному мастеру, основная забота сейчас у Куликова -проследить за качеством выполнения заявок водителей. Выезжая на линию, тот обязательно должен быть уверен в надежности старенькой техники. Иван Фомич -человек дотошный и уж если в чем-то не уверен, ни за что не отстанет, добьется, чтобы неисправность устранили. Очень хозяйственный человек, за все болеет душой. -Пора бы уже успокоиться и не принимать вес так близко к сердцу, -советуют ему. А он иначе не умеет, не привык, а меняться уже поздно, да и надо ли? Ведь сейчас равнодушных-то - большинство. К сожалению. За трудовые заслуги награжден Куликов Знаком "Почетный работник транспорта России". Старой гвардии бойцов остается все меньше. Пожелаем же двум товарищам крепкого здоровья, оптимизма и чтобы их пример верного служения делу оказался заразителен и для нынешнего поколения трамвайщиков. //Ольга Новикова